1. Общие положения
1.1. Положение о логопедическом пункте муниципального образовательного
учреждения
Черноморского
района,
реализующего
основную
общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - Положение),
направлено на реализацию Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации", определяет деятельность логопедического
пункта по оказанию логопедической помощи детям, имеющим речевую патологию.
1.2. Положение регламентирует деятельность логопедического пункта
муниципального
образовательного
учреждения
Черноморского
района,
реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного
образования (далее - логопедический пункт), определяет порядок организации его
деятельности.
1.3. Логопедический пункт может быть организован в муниципальных
образовательных учреждениях различных типов и видов, реализующих основную
общеобразовательную программу дошкольного образования.
1.4. Логопедический пункт организуется с целью оказания коррекционной
помощи детям с фонетическим, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и
общим недоразвитием речи в группах общеразвивающей направленности.
1.5. Функционирование логопедического пункта в рамках реализации
основной общеобразовательной программы осуществляется без взимания
дополнительной родительской платы.
1.6. Основными направлениями работы логопедического пункта являются:
- своевременное выявление нарушений речевого развития воспитанников;
- определение уровня и характера речевых нарушений;
- устранение несложных нарушений речи;
- систематическое проведение необходимой профилактической и
коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными и
групповыми программами;
- направление детей с тяжелыми нарушения речи и отклонениями в развитии
на центральную психолого-медико-педагогическую комиссию (далее ПМПК), для
определения адекватной формы и программы обучения;
-консультативно-методическая, просветительская работа среди специалистов
учреждения, воспитателей, родителей (законных представителей) воспитанников
учреждения.
1.7.
Участниками
коррекционно-образовательного
процесса,
осуществляемого в рамках деятельности логопедического пункта, являются:
ребенок, педагогические работники (учитель-логопед, воспитатели, другие
специалисты), родители (законные представители).
1.8. Общее руководство и ответственность за деятельность логопедического
пункта несет руководитель муниципального образовательного учреждения.
1.9. Нормативные документы:
- Законом Российской Федерации «Об образовании» (в редакции ФЗ от
13.01.1996 г. № 12 – ФЗ);
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 24.07.98г. №124-ФЗ;
Типовым
положением
об
общеобразовательном
учреждении,
утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. №196;
- Инструктивным письмом Министерства общего и профессионального
образования Российской Федерации от 22.01.98г. №20-58-07 ин.20- 4 «Об учителях
— логопедах и педагогах – психологах учреждений образования»;
- Инструктивным письмом Министерства образования Российской
Федерации от 14.12.2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта
общеобразовательного учреждения».
2. Порядок создания и комплектования логопедического пункта
2.1. Логопедический пункт создается в муниципальном образовательном
учреждении,
реализующем
основную
общеобразовательную
программу
дошкольного образования (далее - учреждение), при наличии необходимых
программно-методических, материально-технических условий и кадрового
обеспечения.
2.2. Открытие логопедического пункта осуществляется согласно приказу
отдела образования, молодежи и спорта администрации Черноморского района от
20.10.2015 №415 «Об открытии и организации работы логопедических пунктов в
муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях
Черноморского района» с учетом фактической потребности на основании
ходатайства руководителя учреждения.
2.3. Для логопедического пункта выделяется помещение, отвечающее
санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям пожарной безопасности и
приспособленное для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с
детьми, консультаций для родителей. Помещение оснащается необходимым
оборудованием согласно общим требованиям, предъявляемым к оборудованию
логопедического кабинета. Ответственность за оснащение логопедического пункта,
санитарное состояние и ремонт помещения возлагается на руководителя
учреждения.
2.5. На должность учителя-логопеда принимаются лица, имеющие высшее
дефектологическое образование или высшее педагогическое образование с
обязательным прохождением курсов по переподготовке учителей-логопедов,
приравненных к высшему дефектологическому образованию.
2.6. В логопедический пункт принимаются дети в возрасте от 3 до 7 лет
(преимущество имеют дети старших и подготовительных групп), посещающие
дошкольное учреждение.
2.7. Логопедическое обследование всех возрастных групп учреждения (1-15
сентября, 15-30 мая), проводится с целью постановки логопедических заключений,
а также зачисления детей в логопедический пункт учреждения.
2.8. В логопедический пункт зачисляются дети имеющие: фонетическое
нарушение речи (ФНР), фонетико-фонематические нарушения речи (ФФНР),
общее недоразвитие речи третьего уровня (ОНР), задержка речевого развития
(ЗРР).
2.9. Выявленные в ходе обследования дети с тяжёлыми нарушениями речи
(общее недоразвитие речи, алалия, дизартрия, ринолалия, заикание), с другими
отклонениями в развитии (задержка психического развития, нарушения зрения,
слуха, интеллекта и т. д) направляются на территориальную психолого-медикопедагогическую комиссию с целью уточнения речевого заключения и решения
вопроса о дальнейшем обучении в дошкольном образовательном учреждении в
группах компенсирующей направленности.
2
2.10. В случае отсутствия мест в группах компенсирующей направленности
(в данном Учреждении или в других дошкольных образовательных учреждениях) и
(или) отказа родителей (законных представителей) от перевода ребенка со сложной
речевой патологией в другое дошкольное образовательное учреждение, учительлогопед
может осуществлять работу, направленную на предупреждение и
максимальную коррекцию специфических нарушений речи и других отклонений в
развитии психических процессов (памяти, мышления, внимания и др.), по желанию
родителей (законных представителей) ребенка на основании договора об оказании
платных дополнительных услуг.
2.12. Утверждение списочного состава детей, зачисленных в логопедический
пункт на текущий учебный год, осуществляется руководителем учреждения не
позднее 1 октября.
2.13. Прием детей в логопедический пункт производится в течение всего
учебного года по мере освобождения мест.
2.14. Выпуск детей производится по устранению речевого нарушения.
3. Организация деятельности логопедического пункта
3.1. Планирование коррекционной работы в логопедическом пункте учительлогопед осуществляет в соответствии с основной общеобразовательной
программой дошкольного образования.
3.2. Нагрузка учителя-логопеда на 1,0 ставку предусматривает работу по
коррекции речи до 20 детей. Недельная нагрузка учителя-логопеда составляет 20
часов. Расписание работы логопедического пункта и учителя-логопеда
утверждаются руководителем учреждения.
3.3. Между логопедическими занятиями учитель-логопед проводит
консультативно-методическую, просветительскую работу среди специалистов
учреждения, воспитателей, родителей (законных представителей) воспитанников
учреждения.
3.4 Образовательная нагрузка на детей, посещающих логопедический пункт,
рассчитывается с учетом логопедических занятий и не может превышать
показатели максимальной учебной нагрузки применительно к возрасту в
соответствии с санитарными правилами и нормами.
3.5. Формами организации коррекционной работы являются индивидуальные
и групповые занятия. Продолжительность одного индивидуального занятия
составляет 15-20 минут. Групповое занятие проводится в соответствии с
санитарными правилами и нормами и составляет:
- для детей 3-4 лет – 15 мин.;
- для детей 4-5 лет – 20 мин.;
- для детей 5-6 лет – 30 мин.
Периодичность занятий в логопедическом пункте определяется сложностью
речевого нарушения и составляет:
- для детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР) дети 4-5, 5-6, 6-7 лет.
Предельная наполняемость группы не более 5 детей. Занятия проводятся 1-2 раза в
неделю;
- для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) дети 4-5, 5-6,
6-7 лет. Предельная наполняемость группы 4-5 детей. Занятия проводятся 2-3 раза
в неделю;
3
- для детей с общим недоразвитием речи третьего уровня (ОНР III уровня) дети
4-5, 5-6, 6-7 лет. Предельная наполняемость группы не более 3 детей. Занятия
проводятся 3 раза в неделю.
3.6. Учитель-логопед ведет контрольно-регистрирующую и планирующую
документацию, которая хранится 5 лет и включает в себя:
3.6.1. Журнал обследования речи детей, посещающих дошкольное
образовательное учреждение (с 3 до 7 лет).
3.6.2. Список детей, нуждающихся в логопедической помощи, с указанием
возраста и характера речевого нарушения.
3.6.3. Журнал учета консультаций.
3.6.4. Журнал учёта посещаемости.
3.6.5. Речевая карта на каждого ребенка, зачисленного в логопедический
пункт.
3.6.6. План мероприятий, направленных на профилактику речевых
расстройств у детей (консультации, семинары для воспитателей, других
специалистов ДОУ, родителей по работе над звуковой культурой речи).
3.6.7. Расписание занятий, заверенное заведующим дошкольным
образовательным учреждением.
3.6.8. Паспорт кабинета с перечислением оборудования, учебных и
наглядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете.
3.6.9. Отчет об эффективности коррекционной (логопедической) работы за
учебный год.
3.7. Учитель-логопед в течение учебного года проводит обследование
речевого развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения,
достигших 5-летнего возраста; по рекомендации воспитателя – детей с тяжелыми
речевыми нарушениями – с 3 лет. Все обследованные дети регистрируются в
Журнале обследования речевого развития воспитанников образовательного
учреждения.
Учитель-логопед
несет
ответственность
за
организацию
своевременного выявления детей с первичной речевой патологией, посещающих
учреждение.
3.8. Родители (законные представители) знакомятся с материалами
диагностических обследований ребенка, рекомендациями, ходом и результатами
коррекционной работы, получают консультативную помощь.
3.9. Ответственность за соблюдение порядка зачисления детей в
логопедический пункт возлагается на учителя-логопеда и администрацию
учреждения.
3.10. Ответственность за посещение воспитанниками занятий и результаты
коррекционной работы несут родители (законные представители), учитель-логопед
и администрация учреждения.
4. Управление деятельностью и финансирование
логопедического пункта
4.1. Непосредственное руководство деятельностью логопедического пункта
осуществляет руководитель учреждения.
4.2. Руководитель учреждения определяет и контролирует исполнение
должностных обязанностей учителем-логопедом.
4.3. Финансирование деятельности логопедического пункта осуществляется
в соответствии с действующим законодательством.
4
4.4. Вопросы деятельности логопедического пункта, не предусмотренные
настоящим Положением, регулируются действующим законодательством РФ,
иными
нормативными
правовыми
актами,
уставом
учреждения,
зарегистрированным в установленном законодательством порядке.
5. Осуществление деятельности логопедического пункта за счет средств
физических и юридических лиц (на платной основе)
5.1. Учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность в
логопедическом пункте за счет физических и юридических лиц по договорам об
оказании платных образовательных услуг, а также приносящую доход,
деятельность (не образовательную).
5.1.1. Платные образовательные услуги логопедического пункта представляют
собой
осуществление
образовательной
деятельности
по
реализации
дополнительных образовательных программ (части образовательной программы)
познавательно-речевой, коррекционно-развивающей направленностей по заданию
и за счет физического или юридического лица (заказчика) на основании договора
об оказании платных образовательных услуг.
5.1.2. Платные услуги логопедического пункта (учителя-логопеда) (не
образовательная деятельность) осуществляются в соответствии с уставом и
положением об оказании платных услуг учреждения на основании договора об
оказании платных услуг.
5.2. Платные образовательные услуги логопедического пункта не могут быть
оказаны вместо деятельности, предусмотренной п.3.4 настоящего Положения.
5.3. Наличие платных образовательных услуг и иных услуг логопедического
пункта закрепляется в уставе учреждения.
5.4. Стоимость платных образовательных услуг и иных услуг логопедического
пункта и (или) учителя-логопеда определяется учреждением самостоятельно.
5.5. Доход от платных образовательных услуг и иных услуг логопедического
пункта используется учреждением в соответствии с уставными целями.
5