Олексенк
о
Светлана
Юрьевна
Digitally signed by Олексенко Светлана Юрьевна
DN: ИНН=911003456404, СНИЛС=18144790078,
E=byx-vitosha@yandex.ru, C=RU, S=Республика
Крым, L=пгт. Черноморское,
O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД «ВИТОША»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЧЕРНОМОРСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ
КРЫМ, G=Светлана Юрьевна, SN=Олексенко,
OID.1.2.840.113549.1.9.2=1.2.643.3.61.1.1.6.5027
10.3.4.2.1, CN=Олексенко Светлана Юрьевна
Reason: I am the author of this document
Location:
Date: 2021-10-28 15:53:03
имеют место неадекватное отношение родителей и детей к педагогам,
неудовлетворенность качеством образования, невысок уровень психологопедагогической культуры родителей и т.д.).
Таким образом необходимость и потребность возвращения к
педагогическому просвещению (обучению) обусловлены рядом причин:
1. Потребностями современного общества, характерной особенностью
которого
является
изменение
социокультурной
ситуации,
обусловленной необходимостью обеспечения взаимодействия семьи
и детского сада в процессе формирования ценностных ориентиров у
подрастающего поколения.
2. Инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления
воспитания подрастающего поколения нового столетия.
3. Открытостью
современного
педагогического
сообщества
(родительского в том числе) к обществу, прошлому опыту,
инновациям.
Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой,
более эффективной системы социально-педагогического сопровождения
семьи, построения новых отношений, стимулирующая родителей к
собственному педагогическому образованию, повышению педагогической
культуры. Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более
продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с
образовательным учреждением.
Принципы построения работы по родительскому всеобучу:
1. первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в
первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и
благополучие своих детей);
2. достоверности информации (сообщаемая информация должна
опираться
на
научные
(медицинские,
психологические,
педагогические, физиологические, юридические и др. факты);
3. практической ориентированности информации (информация,
рекомендованная родителям, должна быть доступной для
использования в жизни);
4. взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные
взаимоотношения педагогов с родителями воспитанников, а также
конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания
детей);
5. развития (личности, системы отношений личности, процессов
жизнедеятельности);
6. гуманизации отношений и общения;
7. системности воспитательных воздействий на ребёнка;
8. преемственности семьи и ДОО в становлении социокультурного
опыта ребёнка;
Педагогическое (образовательное) сопровождение родителей в
реализации воспитательной функции понимается нами как:
1. система, предоставляющая им ориентационное поле, в котором они
осуществляют выбор оптимальных знаний и условий воспитания
детей в семье;
2. особый способ деятельности по оказанию педагогической помощи
родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в
преодолении социокультурных и психолого-педагогических проблем,
связанных с воспитанием детей;
3. процесс совместного с родителями определения их целей,
возможностей и путей достижения желаемых результатов в
воспитании собственных детей.
Цель программы: Знакомство родителей с основами педагогических,
психологических, правовых знаний.
Основные задачи программы:
1. Обеспечение единства воспитательных воздействий ДОО и семьи.
2. Обобщение и распространение положительного опыта воспитания.
3. Предупреждение
родителей
от
совершения
наиболее
распространенных ошибок.
4. Привлечение родителей к активному участию в воспитательном
процессе.
5. Формирование родительского общественного мнения.
6. Воспитание родителей, родительского коллектива.
Формы родительского всеобуча:
1. Педагогическое просвещение (родительский всеобуч) проводится
самостоятельно или является основной частью родительских
собраний.
2. Почтовый ящик в МБДОУ «Задавайте вопросы»: 296400 Республика
Крым Черноморский район, пгт Черноморское, улица Димитрова, 15а
3. Электронная почта в МБДОУ «Задавайте вопросы» адрес:
vitosha2702@mail.ru
4. «Горячая линия» - доступный перечень телефонов МБДОУ размещен
на сайте детского сада;
5. Обратная связь через сайт детского сада «Напишите нам» http://витоша-крым.рф/
6. Наглядный материал и стенды для родителей в здании детского сада
и в группах детского сада.
7. Информация для родителей на сайте детского сада.
Родительские всеобучи проводятся ежемесячно по следующим формам:
1. лекторий для родителей проводится в детском саду;
2. общие родительские собрания;
3. семинары-практикумы;
4. мастер-классы для родителей и совместно с родителями и с детьми;
5. информация для родителей помещается на сайте МБДОУ
6. материал помещается в родительских уголках и стендах;
7. привлечение родителей к участию в конкурсах;
8. участие родителей в детской исследовательской и проектной
деятельности;
9. участие родителей на утренниках и развлечениях;
10. участие родителей в спортивных мероприятиях.
На родительские всеобучи могут приглашаться следующие специалисты:
врачи, психологи, работники правоохранительных органов, работники
МЧС, члены администрации детского сада, представители общественных
организаций.
Формы взаимодействия педагогического коллектива
с семьями воспитанников
Форма
взаимодействия
Наименование
взаимодействия
Знакомство с семьей
Открытые
просмотры
занятий и других видов
детской деятельности
Информирование
родителей
о
ходе
образовательного процесса
День открытых дверей
Видеофильмы
и
презентации
о
жизни
группы, детского сада,
различных
видов
Мероприятия
Ознакомление родителей с условиями,
содержанием и методами воспитания
детей
в
условиях
дошкольного
учреждения, преодоление у родителей
поверхностного суждения о роли
детского сада. Пересмотр методов и
приемов
домашнего
воспитания
помогают
объективно
увидеть
деятельность воспитателя.
Встречи — знакомства, анкетирование
семей.
Наблюдение за играми, занятиями,
поведением
ребенка,
его
взаимоотношениями со сверстниками, а
также за деятельностью воспитателя,
ознакомление с режимом жизни детского
сада.
У
родителей
появляется
возможность увидеть своего ребенка в
обстановке, отличной от домашней.
Индивидуальные
и
групповые
консультации, родительские собрания,
оформление информационных стендов,
организация
выставок
детского
творчества, приглашение родителей на
детские праздники, создание памяток,
интернет — журналов, переписка по
электронной почте.
Общение педагогов и родителей.
Родители, а также другие близкие
ребенку люди, наблюдают деятельность
педагога и детей, могут сами участвовать
в играх, занятиях и др.
Внедрение в образовательный процесс
разнообразных творческих средств.
Информирование
родительского
сообщества о жизни ребенка в детском
саду, его развитии.
Информационнопросветительские
формы
деятельности,
режимных
моментов
Выставки детских работ
В каждой группе представлены уголки
творчества детей.
Регулярное размещение детских работ,
выполненных на занятиях, совместные
работы педагога и детей, родителей и
детей.
В каждой группе представлены уголки
творчества детей.
Регулярное размещение детских работ,
выполненных на занятиях, совместные
работы педагога и детей, родителей и
детей.
Фотовыставки
Ознакомление родителей с жизнью
дошкольного
учреждения,
деятельностью их детей
Информационные
Краткое
представление
материала,
проспекты
демонстрирующего специфику, отличия
от других, информация о специалиста,
дополнительных услугах. Формирование
у
родителей
первоначальных
представлений
об
учреждении,
демонстрация
заинтересованности
коллектива в развитии и воспитании
детей, стремление к сотрудничеству с
родителями.
Образование родителей
Организация мероприятий: «Школа для
родителей»
(лекции,
семинары,
семинары — практикумы); проведение
мастер — классов, тренингов; создание
библиотеки.
Совместная деятельность
Привлечение родителей к организации
вечеров
развлечений,
конкурсов,
семейных маршрутов выходного дня (в
библиотеку и пр.), семейных праздников,
прогулок, экскурсий, к участию в детской
исследовательской
и
проектной
деятельности.
Информационные стенды
Знакомство родителей с возрастными и
психологическими особенностями детей
дошкольного возраста, методами и
приемами обучения и воспитания
Папки — передвижки
Более
подробное
ознакомление
родителей с теми или иными вопросами
воспитания
(памятки
родителям,
материалы
о
возрастных
и
индивидуальных особенностях детей и
др.)
Мини - газеты
Информирование о жизни детского сада
(благодарности родителям за помощь,
анонсы конкурсов, консультаций и др.),
информацию по проблемам дошкольной
педагогике и психологии.
Содержание работы с родителями воспитанников осуществляется по
пяти образовательным областям развития ребенка:
Образовательная
область
Социальнокоммуникативное
развитие
Содержание направлений работы
Знакомить родителей с достижениями и трудностями воспитания детей в
детском саду. Показывать родителям значение матери, отца, а также
дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и
старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом,
понимания социальных норм поведения.
Подвести к пониманию ценности каждого ребенка для общества вне
зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической
принадлежности.
Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей.
Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного
общения в семье. Создавать у родителей мотивацию к сохранению
семейных традиций и зарождению новых.
Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с
незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду. Сопровождать и
поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.
Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями,
возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема, и способами
поведения в них. Направлять внимание родителей на развитие у детей
способности видеть, осознавать и избегать опасности.
Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и
безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику
безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на
горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у
водоема и т.д.).
Рассказывать о необходимости создания безопасных условий
пребывания детей дома (не держать в доступных для них местах
лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать
в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в
комнате, где открыты окна и балконы и т.д.). Информировать родителей
о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать
на помощь взрослых; называть свои фамилию и имя; при необходимости
— фамилию, имя и отчество родителей, адрес и телефон; при
необходимости звонить по телефонам экстренной помощи «102» и «103»
и т. д.).
Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка.
Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям
соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, бережное
отношение к природе и т.д.
Познавательное
развитие
Речевое развитие
Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы,
посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр
соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Знакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по
проблеме безопасности детей дошкольного возраста.
Показывать необходимость формирования навыков самообслуживания.
Побуждать близких взрослых знакомить детей с домашним и
профессиональным трудом, показывать его результаты, обращать
внимание на отношение членов семьи к труду.
Привлекать внимание родителей к различным формам совместной с
детьми деятельности в детском саду и дома, способствующей
формированию взаимодействия взрослых с детьми, возникновению
чувства единения, радости, гордости.
Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы,
посвященной различным профессиям, труду, просмотр соответствующих
художественных и мультипликационных фильмов.
Проводить совместные с родителями конкурсы, акции ориентируясь на
потребности и возможности детей.
Привлекать родителей к проектной деятельности.
Обращать
внимание
родителей
на
возможности
развития
коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду. Рекомендовать
родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком,
поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними
эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии
взаимодействия с миром и др.
Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального
развития ребенка в семье и детском саду.
Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к
познанию, общению со взрослыми и сверстниками.
Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать
находить на них ответы посредством совместных с ребенком
наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и
познавательной
литературы,
просмотра
художественных,
документальных видеофильмов.
Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных
впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения
(зрительные, слуховые, тактильные и др.}
Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской,
проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома,
способствующей возникновению познавательной активности. Проводить
совместные с семьей конкурсы, игры-викторины.
Ориентировать
родителей
в
выборе
художественных
и
мультипликационных
фильмов,
направленных
на
развитие
познавательного интереса ребенка.
Обращать внимание родителей на возможности речевого развития
ребенка в семье и детском саду. Рекомендовать родителям использовать
каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого
могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные
состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия
с миром и др.
Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком,
открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена
информацией и эмоциями.
Развивать у родителей навыки общения, используя различные формы
взаимодействия.
Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не
допускающего грубости; демонстрировать ценность общения с
ребенком.
Побуждать
родителей
помогать
ребенку
устанавливать
взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми.
Способствовать развитию свободного общения взрослых с детьми в
соответствии с познавательными потребностями дошкольников.
Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего
способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного
творчества.
Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного
чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления
ребенка с художественной литературой.
Обращать внимание родителей на возможность речевого развития
ребенка в ходе ознакомления с художественной литературой, при
организации семейных театров, вовлечения его в игровую деятельность.
Побуждать родителей поддерживать детское сочинительство.
Художественноэстетическое
развитие
Показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической
стороне окружающей действительности, развития творческих
способностей детей.
Поддерживать стремление родителей развивать художественную
деятельность детей в детском саду и дома.
Привлекать родителей к совместной с детьми творческой деятельности:
организовывать выставки семейного художественного творчества,
выделяя творческие достижения взрослых и детей.
Ориентировать родителей на совместное рассматривание декоративноархитектурных элементов зданий, художественных произведений;
показывать ценность общения по поводу увиденного и др.
Организовывать выставки мастеров Сыктывкара.
Раскрывать для родителей возможности музыки как средства
благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка.
Привлекать родителей к разнообразным формам совместной
музыкально-художественной деятельности с детьми в детском саду,
способствующим возникновению ярких эмоций, творческого
вдохновения, развитию общения (семейные праздники, концерты,
занятия в театральной и вокальной студиях).
Информировать родителей о концертах профессиональных и
самодеятельных коллективов, проходящих в детском саду и учреждениях
дополнительного образования и культуры.
Физическое
развитие
Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в
«уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах,
рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в
семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.
Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного
отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно
утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или
через совместную утреннюю зарядку); стимулирование двигательной
активности ребенка совместными спортивными занятиями, совместными
подвижными играми; создание дома спортивного уголка; покупка
ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки,
велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение литературы, посвященной
спорту;
просмотр
соответствующих
художественных
и
мультипликационных фильмов.
Информировать родителей об актуальных задачах физического
воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о
возможностях детского сада в решении данных задач.
Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в
семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы
развития важных физических качеств, воспитания потребности в
двигательной деятельности.
Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных
праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а
также районе, городе).
Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье
ребенка. Информировать родителей о факторах, влияющих на
физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание,
закаливание, движения).
Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение,
перегревание, перекармливание и др.), наносящих непоправимый вред
здоровью. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и
психическое здоровье ребенка.
Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы,
посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр
соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Знакомить
родителей
с
оздоровительными
мероприятиями,
проводимыми в детском саду.